Лицензирование управляющих компаний — наводим порядок


лицензирование управляющих компанийСостояние жилищно-коммунального хозяйства страны крайне негативно и оно усугубляется недобросовестной работой ряда управляющих компаний. Потоки писем с жалобами буквально захлестнули высшие и региональные органы власти, муниципалитеты.

Имеющиеся факты подтверждают многочисленные нарушения управляющих компаний, случаи попустительства контролирующими органами, что вызывает отрицательное отношение населения ко всей системе власти вплоть до проведения акций протеста.

Это потребовало принятия срочных мер по наведению порядка в этой отрасли, устранения атмосферы вседозволенности и недобросовестности, повышения ответственности за выполнение взятых обязательств. После долгих обсуждений и рассмотрения подготовленных предложений были определены ряд мер.

Содержание:

Что влечет за собой введение в действие этого закона

Одной из мер принятых в этом направление является Федеральный закон вводящий лицензирование, и соответственно, ужесточение требований вплоть до административной ответственности и запрета на обслуживание домов.

Как лицензирование управляющих фирм скажется на жителях:

Высказывается ожидание что этот процесс позволит отстранить от обслуживания жилых домов самых недобросовестных и неквалифицированных компаний, в количестве до 15%-20% от числа работающих ныне УК, а также усилить контроль за их деятельностью. Предусматривается ведение единого федерального и региональных списков.

Вместе с тем ряд экспертов считают закон несколько недоработанным и отмечают что в условиях существующей коррупции лицензирование окажет негативное влияние на положение дел в ЖКХ. Вопросы по лицензированию управляющих компаний находятся на постоянном контроле в Минстрое РФ.

Условия получения лицензии

Многоквартирный домЛицензии выдаются органами госжилнадзора по представлению лицензионной комиссии, создаваемой распоряжением главы субъекта РФ с широким участием представителей СРО, общественности и муниципалитетов. Комиссия по лицензированию управляющих компаний должна в 30-дневный срок рассмотреть и принять решение по поданным заявлениям.
Условиями получения лицензии управляющей комиссии являются:

  1. наличие соответствующих помещений, оборудования и инструмента, профессиональных кадров и достаточных денежных ресурсов;
  2. работа без замечаний в течении 12 месяцев до подачи заявки на получение разрешения;
  3. успешное прохождение квалификационного экзамена руководителем управляющей компании;
  4. юрисдикция заявителя на территории РФ.

Многие компании не успевают получить разрешения в том числе крупнейшая в стране УК «Славянка», обслуживающая жилищный фонд военного министерства. По состоянию на 17 апреля только два региона полностью закончили лицензирование УК — Тамбовская область и Башкирия.

Основания для отказа в выдаче

Разрешения управляющим компаниям не выдаются в случае:

  • указание неправильных или неверных сведений;
  • несоответствие условиям закона;
  • непогашенная (неснятая) судимость у руководителя за преступления особого характера;
  • нахождение компании в процессе банкротства или ликвидации.

Обжалование отказа предусматривается через суд. Эксперты считают что судебное рассмотрение может проходить достаточно долго. Предлагается вариант организации апелляционной комиссии с жестким регламентом функционирования.

Случаи аннулирования лицензии ЖКХ

Аннулирование лицензии осуществляется судом представлению органов госжилнадзора по материалам комиссии в случае снятия с обслуживания УК более 15% жилых домов.

Поводом для снятия с обслуживания является получение в течении года должностным лицом УК (самой управляющей компании) двух наказаний за несоблюдение требований лицензии. Лицензирование началось с 1 января и проходит неоднозначно.

Практически во всех регионах по состоянию на 1 апреля лицензии получили не более 20% управляющих компаний. Так, в Хабаровском крае из 59 работающих УК разрешения выданы только 5. В Татарстане из 233 УК лицензии получили 115, а 16 компаниям было отказано. В Омской области только первые три УК получили лицензии. Во Владимирской области зафиксированы угрозы в адрес членов комиссии.

Наказание за неисполнение закона

Установлена административная ответственность членов лицензионных комиссий за необоснованные разрешение в размере до 100 000 рублей. За обслуживание жилых домов без разрешения, а также нарушение или ненадлежащее исполнение условий накладывается штраф в размере до 500 000 рублей или запрет на деятельность сроком до 3 лет.

Проблема контроля и ответственности

После выдачи лицензии проверяющие организации смогут контролировать только нормы указанные в лицензии, а это явно недостаточно и не решает проблему повышения качества обслуживания домов. Конечно остается право у прокуратуры и других проверяющих организаций контролировать деятельность УК, но в случае нарушения Уголовного Кодекса. Практически ежедневно сообщается о возбуждении уголовных дел в связи с завышением расценок и другими нарушениями.

Каждое новое дело неоднозначно. Лицензирование управляющих компаний с одной стороны позволит усилить контроль и повысить требования за качество обслуживания. С другой стороны имеются большие опасения коррупционного предпочтения аффилированным с органами власти структурам что может вызвать уход с рынка добросовестных компаний.

Вызывает опасения качество подготавливаемых в спешке региональных нормативных документов, что вызывает необходимость продления срока лицензирования до 1 сентября т.г. Вместе с тем уже полученный опыт прохождения лицензирования привел к решению о распространении некоторых требований и на другие структуры в сфере обслуживания ЖКХ.

Остается только надеяться что закон о лицензировании управляющих компаний улучшит положение дел в ЖКХ.